Уважаемые родители!

предлагаю вашему вниманию курс лекций,

направленный на расширение знаний в области логопедии.

 

Лекция №1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.

Опубликовано 28.02.2016

Понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) используется для обозначения группы детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляющее собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Диагностический признак ОНР – диссоциация между речевым и психическим развитием, то есть психическое развитие протекает более благополучно, чем развитие речи. Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.Исследования Т.Д. Барменковой (1997) свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выделяет четыре группы: детей с ОНР по степени сформированности логических операций. 1-ая группа, достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, познавательная активность, интерес к заданию высок, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна; 2-ая группа, уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций ниже возрастной нормы. Речевая активность снижена, дети испытывают трудности приёма словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объём кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд; 3-я группа, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как невербальных, так и вербальных заданий. Характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объём представлений об окружающем, трудности установления причинно- следственных связей, но имеются потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, при условии оказания помощи; 4-ая группа, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

Лекция №2 Понятие словарной работы и её значение.

Опубликовано 28.02.2016

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия, и признаки окружающей действительности. В словаре отражается содержание речи. Развитие словаря – это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарём понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. «Словарная работа» - целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. С целью раскрытия сущности значения словарной работы с детьми, обратимся к характеристике слова как основной единице языка.

Лекция №3 «Значение изобразительной деятельности для развития детей».

Опубликовано 28.02.2016

В условиях демократического государства именно культура и образование берут на себя задачу сохранения и развития духовных, нравственных ориентиров личности. Особенное значение приобретает художественно-эстетическое образование, где человек приобретает и реализует свою индивидуальность, свободу выбора, творческий потенциал. Сегодня остро ставится вопрос об истинной роли искусства в развитии общества и в жизни отдельного человека. «Наверное, мы единственное государство, - пишет Б.М. Неменский, - где изобразительное искусство, музыка фактически изжиты из общего образования. Даже наступающая гуманитаризация предусматривает без изменения “остаточную роль искусства”».

Лекция №4 Особенности развития словаря детей дошкольного возраста в норме.

Опубликовано 28.02.2016

Существует Базисный компонент дошкольного образования – это минимально необходимый и одновременно достаточный уровень знаний, умений и навыков ребёнка на каждом возрастном этапе (младенческий, ранний, дошкольный периоды детства), выражающийся в конкретных качественно-колличественных показателях поведения и деятельности ребёнка, и не при каких условиях, ни в одном дошкольном учреждении не может быть снижен. Он является обязательным и для детей, не посещающих детский сад.

Лекция №5 Приёмы и методы словарной работы.

Опубликовано 28.02.2016

Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запоминать новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Важную роль в системе словарной работы играют методы и приёмы работы над словом. Анализ литературы показал, что их существует достаточно много. Условно методы словарной работы можно разделить на две группы.