Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения
Сайты образовательных учреждений района

Мастер-класс по теме: «Забота о здоровье – забота общая»

Попова Татьяна Анатольевна, воспитатель

МБДОУ «ЦРР – Карагайский детский сад №4»

                     

 Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста. Важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребёнок обладал хорошим физическим и психическим здоровьем, был развит соответственно возрасту по всем показателям. Поэтому одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.

Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает, в первую очередь родители. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.

В детском саду с 2016 года реализуется Программа развития - проект «Детский сад – территория здоровья», основным результатом деятельности которой является: снижение заболеваемости на 6%. Для своей группы мною поставлен конкретизированный результат: снижение заболеваемости детей 2 – 3 лет через организацию совместной деятельности с детьми и родителями.

Уровни сформированности результата (разработаны педагогами МБДОУ «ЦРР – Карагайский детский сад №4»):

Сформирован (количественный показатель): Ребёнок болеет 2-3 раза в год без отягощения заболевания 7-10 дней. (качественный показатель): ребёнок активен, в течение дня находится в хорошем, бодром настроении, аппетит хороший; владеет необходимыми навыками самообслуживания и самостоятелен в их выполнении (умеет пользоваться предметами гигиены: горшком, полотенцем, носовым платком, расчёской); может прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперёд; ходит и бегает, не наталкиваясь на других детей и окружающие предметы; самостоятельно поднимается по лестнице с чередованием ног; проявляет интерес к играм с мячом (переносит, катает, бросает и ловит).

Частично сформирован (количественный показатель): ребёнок болеет более 2-3 раз в год без отягощения заболевания 7-10 дней. (качественный показатель): в течение дня ребёнок активен и находится в хорошем, бодром настроении, но после сна настроение меняется, аппетит хороший; владеет необходимыми навыками самообслуживания, нуждается в незначительной помощи взрослого при их выполнении (умеет пользоваться предметами гигиены: горшком, полотенцем, носовым платком, расчёской); может прыгать на двух ногах на месте, но без продвижения вперёд; ходит  и бегает, не наталкиваясь на других детей и окружающие предметы; самостоятельно поднимается по лестнице приставным шагом; проявляет интерес к играм с мячом (переносит, катает, бросает, но не ловит).

Не сформирован (количественный показатель): ребёнок болеет более 2-3 раз в год с осложнениями заболевания. (качественный показатель): в течение дня у ребёнка неоднократно может меняться настроение, нарушен аппетит; навыки самообслуживания не сформированы (не умеет пользоваться предметами гигиены: горшком, полотенцем, носовым платком, расчёской); не может прыгать на двух ногах на месте; ходит  и бегает, периодически наталкиваясь на других детей и окружающие предметы; поднимается по лестнице приставным шагом с помощью взрослого; интерес к играм с мячом проявляет незначительно (переносит, катает, бросает, но не ловит).

Эффективными средствами, способствующими укреплению детского организма в группах раннего возраста являются: просыпательная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, физкультминутки, подвижные игры, которым необходимо научить и родителей воспитанников.

Просыпательная (бодрящая) гимнастика

Этот приём помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, укрепляет здоровье детей.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать.        

Раскатывание массажных мячиков (грецких орехов) между ладонями:

Мяч, мой крошка, лежит в моей ладошке

 Мяч в ладошке я катаю, свои ручки согреваю.

Затем покатать по обеим рукам и ногам.

Очень важно применение ритмичной музыки.

 

Можно использовать упражнения из комплексов утренней гимнастики.

Ходьба по корректирующим дорожкам.

Тили – бом, тили – бом

По дорожкам мы идём,

По дорожкам мы шагаем,

Наши ножки укрепляем.

Упражнения на развитие правильного дыхания очень актуальны для маленьких детей, они учат правильному чередованию вдоха и выдоха, укрепляются защитные силы организма.

«Горячий чай», «Одуванчик», «Паровозик», «Бабочка», «Сдуй пёрышко», «Снежная буря» и т.д.

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику. Катать между ладонями шарики и мячики разного размера, рвать бумагу, скатывать ее в шарики и наоборот, разглаживать скомканные шарики из бумаги с изображением контуров птиц, животных «Кто спрятался в комочке?», Рисовать пальчиками на песке или манке и т.д.

Сначала все упражнения делаются медленно. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно перейти к «рассказыванию руками» маленьких историй, сказок.

Пальчиковые игры: «Цветок», «Этот пальчик хочет спать».

При использовании этого приёма у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, происходит восстановление положительно-эмоционального состояния.

«Наши алые цветки»

Наши алые цветки (Плавно поднимаем руки вверх)

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, (Качание руками влево-вправо)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (Присели, спрятались)

Закрывают лепестки,

Головой качают,  (Движения головой влево-вправо)

Тихо засыпают.

С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время подвижных игр эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой  и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

«Вороны»

Дети изображают ворон, они стоят стайкой и по¬дражают движениям воспитателя, который поет или говорит нараспев.

«Вот под елочкой зеленой  (дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями, произнося: «Кар-кар-кар!»

Скачут весело вороны,   (продолжают бегать)              

Целый день они кричали,                

Спать ребяткам не давали,

Кар-кар-кар!

 Только к ночи умолкают  (садятся на корточки, руки кладут под щёки и засыпают), тихо произнося: «кар-кар-кар!»

И все вместе засыпают,                  

Кар-кар-кар!»                                 

 «Лиса и цыплята»

Дети изображают цыплят, вышедших на прогулку. Цыплята весело бегают, машут крылышками, клюют зернышки. Взрослый говорит, а дети выполняют действия:

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

(Цыплята настораживаются.)               

Мы лису обхитрим,

Тихо-тихо убежим.

(Цыплята бегут на носочках за обозначенную черту.)

 Взрослый следит, чтобы цыплята убегали только после слов «Тихо-тихо убежим».

Вариант игры. Во время прогулки цыплята могут прыгать, взбираться на бревнышко, подлезать под веревку, сетку и т. п.

Все приёмы мы используем в совместной деятельности с детьми и родителями,  проводим такие игры в вечернее время.

По моему  мнению, именно данные приёмы направлены на укрепление и сохранение здоровья у детей, снижения заболевания у детей раннего возраста.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наши дети будут здоровыми, крепкими, успешными. Я уверена в том, что чем эффективнее выстраивается работа с родителями, тем результативнее она отражается на детях. Снижение заболевания, по сравнению с прошлым учебным годом составило 13%.