Мастер - класс по теме «Эффективные приёмы в работе с детьми с ОВЗ»
Мастер - класс по теме «Эффективные приёмы в работе с детьми с ОВЗ»
Мехоношина Вероника Валерьевна, воспитатель.
МБДОУ «ЦРР – Карагайский детский сад№4»
Целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения детей в школе, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов.
Повышена профессиональная компетентность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, детьми – инвалидами: теоретический компонент, практический компонент, мотивационный компонент, так обозначен результат педагогической деятельности в Программе развития (подпроект «Особый ребёнок») в МБДОУ «ЦРР – Карагайский детский сад№4» на 2016 – 2018 гг.
Ориентируясь на идею оказания помощи дошкольникам с ОВЗ, с учётом особенностей их развития и специфических образовательных потребностей данной категории детей, мною был сформулирован конкретизированный результат – развитие способности к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию у детей с ЗПР 5-7 лет.
В результате анализа педагогических диагностик на протяжении нескольких лет у детей, посещающих группу компенсирующей направленности отмечается: недостаточная прочность запоминания; преобладание кратковременной памяти над долговременной, снижение вербальной (слуховой) и зрительной памяти и способности к произвольному запоминанию, что способствует торможению мыслительной деятельности у детей с ЗПР.
Уровни развития, критерии и показатели сформированности памяти.
Используемые методики (количественный показатель): Определение уровня сформированности произвольной слуховой памяти, её долговременности и объёма - "Десять слов" (А.Р.Лурия). Проверка уровня развития зрительной памяти «Запоминание фигур» (тест Бернштейна);
(качественный показатель): методика «Запомни рассказ» (журнал «Альмонах психологических тестов» - рассказ «Галка»)
Сформирован - ребёнок воспроизводит 7-10 слов, узнаёт 9 фигур; пересказывает рассказ близко к тексту, понимает смысл пересказанного.
Частично сформирован - ребёнок воспроизводит 4 - 6 слов, узнаёт 5 – 8 фигур; пересказывает рассказ частично с незначительной помощью педагога, понимает смысл пересказанного.
Не сформирован – ребёнок воспроизводит менее 4 слов; узнаёт менее 4 фигур; текст пересказывает фрагментами, смысл не понимает.
Успешность развития памяти у детей с ЗПР в большей мере зависит от того, в какой форме предъявляется материал, так как наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный. Исходя из этой особенности, в практике своей работы использую разнообразные интересные методы и приёмы:
1. дидактические игры для развития памяти, разработанные З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой, Г.А. Урунтаевой.
Дидактическая игра «Домики».
Материал: семь домиков вырезанных из картона, семь ключиков к домикам.
Перед ребёнком раскладывается домики и ключики. Инструкция: «Посмотрите и запомните, к какому из отверстий домиков подходит тот или иной ключик». Затем ключики убираются и остаются только домики. Домики закрыть ширмой. Показывается по одному ключику, с просьбой запомнить. Ребёнок открывает ширму и находит тот домик, к которому подходит ранее показанный ключик.
При использовании данного приёма отрабатывается произвольная зрительная память, зрительное восприятие, концентрация внимания. У детей проявляется самостоятельность, инициативность умение взаимодействовать со взрослыми, развиваются волевые качества, уверенность в своих силах.
2. Словесно-дидактическая игра «Послушай, повтори, назови своё» (7-10 игроков)
Данная игра развивает произвольную слуховую память, слуховое восприятие, умение запомнить речевую связку, увеличивается объём памяти, обогащается и автоматизируется словарь детей. Дети учатся подчиняться правилам, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивается самостоятельность и инициативность.
Дети встают в круг. Первому игроку, исходя из тематики недели, предлагают назвать слово. Второй игрок – слушает, повторяет и называет своё, третий – повторяет слово первого, второго игроков, называет своё и т.д.
3. Дидактическая игра «Сундучок Знаний» (2 - 5 игроков)
Предлагается взять карточку из коробки и внимательно изучить картинку в течение 10 секунд. Карточка переворачивается, кидается кубик и предлагается ответить на тот номер вопроса, который выпал на кубике. Если ответ правильный, игрок забирает карточку себе, если нет, то кладёт обратно. Выигрывает тот игрок, у которого через определённое время наберётся большее количество карточек.
Через игру у детей развивается память, внимание, зрительное восприятие. Этот приём в комплексе также показал положительную динамику в развитии процессов запоминания. Приём работает на развитие личностных качеств таких как: воля, самостоятельность, уверенность в своих силах.
4. Дидактическая игра «Посмотри, запомни, расскажи»
Интересными для детей стали книжки в картинках - виммельбухи, ("кишащая книга" или книги-гляделки). В них множество героев, каждый из которых занят каким-то делом, множество помещений либо секторов на одной большой локации, множество предметов.
В этой игре у ребёнка развивается кратковременная и долговременная память, зрительное и слуховое внимание, процессы анализа и синтеза, отрабатывается ориентировка в пространстве и умение связно высказывать свои суждения.
Игрокам предлагается рассмотреть картинку, найти определённого персонажа, ещё посмотреть 10 секунд, затем разворот закрывается. Вопросы первому игроку: «Какого цвета были штаны у персонажа?». Второму – «Что было справа от персонажа?» и т.д. Количество вопросов каждому игроку одинаковое. За правильный ответ даётся фишка. Выиграл тот, у кого больше фишек.
Я считаю, что выбранные приёмы эффективны для развития процессов памяти. В практике работы отмечаются успехи в заучивании стихов. Дети в непринуждённой обстановке обогащают свои знания об окружающем. Дошкольники инициативны, проявляют заинтересованность, самостоятельность в использовании игрового оборудования, придумывают свои разнообразные варианты, больше фантазируют. Обогащается речевой потенциал. Данные приёмы охватывают большой круг решаемых в компенсирующей группе коррекционно - развивающих задач с детьми, что является большим плюсом в организации всей работы.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.